Экспертиза заявки на ТЗ
Экспертиза заявки на товарный знак состоит из двух основных этапов – формальной экспертизы и экспертизы по существу.
В ходе формальной экспертизы (в течение 1 месяца с даты подачи заявки) проверяется наличие и правильность оформления необходимых документов. В случае необходимости заявителю или его представителю направляется запрос об исправлении некорректных сведений или представлении отсутствующих документов. При отсутствии ответа на запрос в установленный законом срок заявка признается отозванной.
Экспертиза по существу начинается после завершения формальной экспертизы и продолжается до 1 года (на практике гораздо быстрее, примерно за 6-8 месяцев). Существует также возможность ускоренного проведения экспертизы (до 2 месяцев) при условии заказа предварительного поиска сходных и тождественных обозначений, уже зарегистрированных либо поданных на регистрацию.
На этом этапе экспертизы устанавливается приоритет товарного знака и проводится проверка соответствия обозначения нормам российского законодательства, в частности, ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые изложены в форме абсолютных и относительных (иных) оснований для отказа в регистрации товарного знака. Абсолютные основания связаны со свойствами самого обозначения, а иные основания касаются его сходства с обозначениями третьих лиц.
Причиной отказа в регистрации по абсолютным основаниям может служить отсутствие у обозначения различительной способности, то есть способности отличать товары/услуги одного производителя от аналогичных товаров/услуг других производителей. Например, не обладают различительной способностью простые линии, геометрические фигуры, цифры, числа, буквы и их сочетания, не имеющие словесного характера («БГЖ», «NTR» и т.п.), реалистичные или схематичные изображения товаров.
Также не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида
(например, слова «капрон», «термос», «целлофан» ранее были товарными знаками производителей инновационных продуктов, маркированных указанными обозначениями. Однако со временем слова вошли во всеобщее употребление как обозначения определенного вида товаров разных производителей и утратили свою способность индивидуализировать товары только одного производителя);
- являющихся общепринятыми символами и терминами
(например, «вольт» в отношении электротехнических изделий; «оксид» в отношении химических препаратов; символ “@” в отношении услуг электронной почты и т.п.);
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта
(например, «первый сорт», «200 г», «для спортсменов», «цена 100 руб.», «изготовлено в Санкт-Петербурге», «масло холодного отжима» и т.п.);
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров
(например, традиционные формы бутылки для вина (в отношении вина) или куска мыла (в отношении мыла) и т.п.).
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак, но только как неохраняемые и при условии, что они не занимают доминирующего положения.
Также невозможно зарегистрировать в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (например, слова ненормативной лексики); обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (например, обозначение, в состав которого входят слова «произведено в Москве», введёт в заблуждение относительно местонахождения заявителя из Новосибирска) и т.д.
К иным (относительным) основаниям для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков относятся нарушения прав и законных интересов третьих лиц. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения:
- с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию либо охраняемыми в Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Регистрация в таком случае возможна только с согласия правообладателя при условии, что она не вводит в заблуждение потребителя;
- с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации, наименованиями мест происхождения товара, фирменным наименованием или коммерческим обозначением (либо их отдельными элементами) и т.п.
По результатам экспертизы принимается решение о государственной регистрации товарного знака либо решение о полном или частичном отказе в его регистрации. До принятия решения об отказе Роспатент направляет уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства, в ответ на которое заявитель может предоставить свои доводы в течение 6 месяцев.
На основании решения о регистрации товарный знак регистрируется в Государственном реестре товарных знаков в течение 1 месяца со дня уплаты установленных пошлин, после чего выдается свидетельство на товарный знак. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки; срок её действия может быть продлен на последующие 10 лет неограниченное число раз.
Решения Роспатента об отказе в государственной регистрации могут быть оспорены путем подачи возражения в Палату по патентным спорам в течение 4 месяцев со дня направления решения.
Специалисты нашей компании оказывают полный комплекс услуг по ведению делопроизводства по заявке на регистрацию товарного знака на всех этапах её экспертизы, а также по оспариванию решений экспертизы в Палате по патентным спорам.